|
|
BRABUS
СТАТЬИ
Статья по тюнингу автомобилей
ТЮНИНГ АВТОМОБИЛЕЙ
Нет предела совершенству.
На сегодняшний день термин "тюнинг" стал довольно расхожим словом и для рядового автолюбителя означает любую доработку автомобиля с целью приведения его потребительских свойств в соответствие со своими потребностями. Тонированные стёкла, литые диски колёс, хромированная насадка на глушитель - всё это, по мнению обывателя, тоже «тюнинг». Поэтому всё чаще можно услышать такие некорректные словосочетания как "тюнинг салона", "тюнинг LIТ" или "тюнинг Лада-Леди". Говоря строго, это звучит так же нелепо "настройка салона". Чтобы покончить с технической безграмотностью на тему тюнинга автомобилей, мы попробуем ответить на следующие вопросы:
Что такое «тюнинг автомобиля»
В чём заключается тюнинг автомобиля
Для чего нужен тюнинг автомобиля
Как связан рестайлинг и тюнинг автомобиля
Как грамотно выполнить тюнинг автомобиля
1.Tuning - в переводе с английского языка означает "настройка". Применительно к автомобилю этот термин означает индивидуальную настройку автомобиля под индивидуального клиента. Если говорить точнее, тюнинг автомобиля - это доводка двигателя и ходовой части автомобиля, с целью получения наилучших результатов по динамике, управляемости и устойчивости, в соответствии с возросшими требованиями владельца Е ходовым качествам автомобиля. Получение наилучших результатов по динамике, управляемости и устойчивости стало возможно благодаря применению наработок, приобретённых в автоспорте. Поэтому, как правило, тюнингом, в истинном понимании этого слова, занимаются люди в той или иной мере причастные к подготовке автомобилей для спорта.
2.Тюнинг автомобиля включает в себя целый комплекс операций по глубокой доработке узлов и агрегатов, включая замену целого ряда деталей автомобиля. Тюнинг двигателя заключается в комплексе работ по доработке или замене узлов или деталей двигателя, с целью повышения его мощности или экономичности. Тюнинг коробки передач заключается в подборе ряда передаточных чисел передач и главной передачи, с целью получения наиболее приемлемого для владельца сочетания режима работы двигателя с динамикой и скоростью движения автомобиля. Тюнинг тормозной системы заключается в грамотном подборе компонентов тормозной системы, с целью получения максимальной эффективности её работы. Тюнинг подвески автомобиля заключается в точном подборе характеристик амортизаторов, пружин и прочих элементов подвески, с целью получения наилучшей управляемости и устойчивости автомобиля.
3.Тюнинг автомобиля позволяет , грубо говоря, «заточить» своё «зубило» под себя, т.е. настроить автомобиль согласно собственным требованиям и представлениям о том, каким должен быть автомобиль. Тюнинг позволяет «создать» СВОЙ неповторимый автомобиль со своим характером. Тюнинг позволяет максимально реализовать свои амбиции в доводке автомобиля.
4.У любителей тюнинга всегда присутствовало желание как-то выделить свой заряженный автомобиль из общей массы, обозначить его спортивность и агрессивность. Поэтому на таких автомобилях зачастую можно увидеть литые диски колёс, низкопрофильные шины, глушитель с насадкой большого диаметра, спойлер, надпись «спорт» на лобовом стекле или крышке багажника. Желающие выделиться еще больше переходят к радикальному, почти до неузнаваемости, изменению внешнего вида автомобиля - рестайлингу, наряжая свой автомобиль различного вида обвесами.
С чего следует начинать или как грамотно сделать тюнинг автомобиля
С каждым годом наша жизнь становится динамичнее. Мы всё чаще торопимся, стараясь успеть за делами и событиями. Нас раздражают медлительные копуши, путающиеся под ногами на дороге.
Наверняка каждый водитель хотя бы раз ловил себя на мысли о том, что было бы неплохо увеличить мощность двигателя своего автомобиля, что разгоняется он как-то вяло, да и едет как-то недостаточно быстро. На основании опыта и длительного наблюдения за потребителями услуг по тюнингу автомобилей, можно сказать, что поводом для принятия решения произвести тюнинг является неудовлетворённость владельцем динамическими характеристиками своего "железного друга".
Шины
Тюнинг автомобиля следует начинать, безусловно, с установки надёжных и исправных шин. В первую очередь рисунок протектора шины должен соответствовать времени года и погодным условиям эксплуатации. Во-вторых, ширина профиля шины должна соответствовать ширине обода диска. При этом следует помнить, что чем шире колесо, тем больше пятно контакта. Следовательно, на сухом покрытии сцепление шины с поверхностью дороги будет лучше, однако на мокрой или заснеженной дороге может наблюдаться эффект аквапланирования или слэшпленинга, т.е. нарушение контакта протектора шины с поверхностью дороги вследствие «всплытия» колеса над дорогой. В третьих, высота профиля шины подбирается исходя из условий эксплуатации. Для автомобилей повышенной проходимости характерна сравнительно небольшая скорость движения по дорогам. Большое внимание при выборе шин уделяется рисунку протектора, энергоёмкости шины, её способности поглощать толчки и удары, плавности хода. Поэтому, для движения по просёлкам и бездорожью предпочтительно использование шин с высоким профилем. Для автомобилей, эксплуатируемых по дорогам с твёрдым покрытием предпочтительны шины с низким профилем. Низкопрофильные шины имеют большее сопротивление уводу, т.е. они жёстче в осевом направлении. Причём чем ниже профиль, тем сопротивление уводу больше. Более того, чем ниже профиль, тем жёстче шина и в радиальном направлении. Это значит, что все мелкие неровности и дорожные швы будут отдаваться стуком в подвеске, увеличивая нагрузку на амортизаторы и сайлент-блоки. Помимо всего прочего, низкий профиль опасен ещё и тем, что высоты профиля может оказаться недостаточно, чтобы поглотить удар при наезде на жёсткое препятствие на большой скорости, что может привести к повреждению или даже разрушению обода диска колеса. Однако, все эти «изъяны» низкого профиля легко обойти аккуратным вождением, и не идут ни в какое сравнение с высокой точностью управляемости автомобиля на низкопрофильных шинах. В четвёртых, внешний диаметр колеса определяется посадочным диаметром диска и высотой профиля шины. Чем больше диаметр колеса, тем меньше сопротивление качению шины, а значит, выше скорость движения, при той же мощности двигателя, и меньше расход топлива. Внешний диаметр колеса, которое можно было бы установить на автомобиль, ограничивается лишь геометрическими параметрами кузова, а точнее размерами колёсных ниш. К отрицательным сторонам применения больших колёс следует отнести большой момент инерции. Причем, чем выше скорость, тем труднее выполнить быстрый поворот руля, например, в случае экстренного маневрирования. Из выше изложенного следует заключить, что для активного и безопасного вождения необходимо применять шины номинальной ширины с наименьшей высотой профиля на дисках с максимальным посадочным диаметром.
Диски
Диски колёс, как известно, бывают либо стальные штампование, либо легкосплавные - литые или кованые. В любом случае выбирать следует диски с наименьшим моментом инерции. Наименьшим моментом инерции обладают диски, имеющие наименьшую массу и наименьший момент инерции сечения диска, т.е. конструктивно выполнены таким образом, чтобы обеспечить наименьшее количество массы металла в районе внешнего края обода. Наибольшее распространение среди любителей тюнинга получили легкосплавные диски. Это объясняется многообразием форм, которые удаётся получить, применяя технологию литья или ковки. Хотя не всегда литой диск легче штампованного. Среди легкосплавных дисков следует отметить кованые диски. Известно, что кованый металл прочнее литого. Это обстоятельство позволяет сократить количество металла в конструкции диска, без потери его прочности. В результате кованый диск не только легче литого, но и прочнее при той же массе. Как правило, обязательное выполнение первых двух пунктов понимается любителями тюнинга без чьей-либо подсказки. Далее следует самая распространённая ошибка: владелец автомобиля сосредотачивает своё внимание на форсировке двигателя, разумно полагая, что именно мощности двигателя ему не хватает, чтобы ездить быстро. Владелец тратит деньги на подготовку двигателя, рассчитывая реализовать увеличенную мощность благодаря новым шинам с хорошим зацепом, забывая о том, какими силами и средствами ему придётся останавливать разогнавшийся автомобиль. Владелец также не задумывается о том, как будет вести себя его автомобиль в повороте на увеличившейся скорости. Начинающему любителю тюнинга следует помнить о том, что безопасность превыше амбиций. Прежде, чем браться за форсировку двигателя, необходимо создать наиболее безопасные для себя условия вождения автомобиля. Следующим этапом подготовки автомобиля должна стать подготовка подвески автомобиля.
Подвеска
Подвеска автомобиля включает в себя такие элементы активной безопасности, как амортизаторы, пружины, рычаги и шарниры.
Амортизаторы
Подготовку подвески лучше всего начинать с установки эффективных энергоёмких амортизаторов. Из многолетнего опыта известно, что наиболее эффективными являются газонаполненные амортизаторы. Некоторые модели имеют дополнительные возможности, позволяющие производить более тонкую настройку параметров амортизатора, таких, например, как жёсткость амортизатора или величина хода отбоя. Грамотно подобранные амортизаторы позволяют не только безопасно и быстро преодолевать препятствия, но и настроить наилучшим образом поведение автомобиля при скоростном маневрировании. На управляемость автомобиля помимо амортизаторов оказывают влияние также пружины и шарниры.
Пружины
Основными характеристиками пружин для тюнинга являются жёсткость пружины и её высота при номинальной нагрузке. Самый простой способ доработки пружин - это тривиальное укорачивание. При этом пружина становится ниже и жёстче. Более грамотный подход - это совместный подбор пружин и амортизаторов, благо, что такие наборы уже имеются на отечественном рынке. Пружины для тюнинга импортного производства рассчитаны таким образом, чтобы при номинальной нагрузке клиренс автомобиля уменьшился на 40 - 50 мм. При установке их с газонаполненными амортизаторами изменение клиренса автомобиля может быть минимальным вследствие перераспределения нагрузки между пружиной и амортизатором. Газонаполненный амортизатор ввиду наличия внутреннего давления способен принимать на себя часть нагрузки пружины. При выборе производителя пружин следует обратить внимание на то, каким методом была выполнена пружина. Холоднокатанные пружины дешевле в производстве, но их стойкость к длительным нагрузкам ниже, чем у горячекатанных. Холоднокатанные пружины раньше просаживаются.
Шарниры
Элементы подвески, как известно, крепятся к кузову автомобиля через шарниры. На обычных автомобилях используются резинометаллические шарниры — сайлент-блоки. Само название которых говорит о том, что эти шарниры способны поглощать шум и мелкую вибрацию, передаваемую от колёс к кузову автомобиля. Сайлент-блоки имеют не только угловую, но и радиальную и осевую податливость. Это обстоятельство не самым лучшим образом сказываются на точности и скорости реакции автомобиля на управляющее воздействие со стороны водителя. Управляемость автомобиля можно значительно улучшить применением сайлент-блоков увеличенной жёсткости либо применением жёстких металлических шарниров (ШС). Применение ШС-ов должно быть осознанным решением со стороны владельца. Владелец должен быть готов к тому, что все элементы подвески будут воспринимать теперь ударные нагрузки, а салон наполнится всем разнообразием шумов и стуков. Дополнительные элементы, позволяющие улучшить управляемость и устойчивость автомобиля.
Речь идет об усилителях, растяжках и дополнительных стабилизаторах. На управляемость автомобиля большое влияние оказывает угловая жёсткость кузова. Её можно значительно увеличить применением растяжек передних стоек. Особенно это актуально для автомобилей 10-го семейства ВАЗ. С применением ШС-ов потребуется установка растяжки и задних стоек. Самым благоприятным образом на управляемости и устойчивости автомобилей ВАЗ 10-го семейства сказывается установка дополнительного заднего стабилизатора. Поведение автомобиля становится более острым, чрезмерная недостаточная поворачиваемость сменяется на почти нейтральную, крен кузова значительно уменьшается.
Покончив на данном этапе с подготовкой подвески, владелец не заметит, как средняя скорость движения ощутимо увеличится. В данном случае играет сугубо психологический фактор. Уверенное поведение автомобиля придаёт уверенности водителю. Теперь водитель может позволить себе прохождение поворотов на более высокой скорости, более уверенный разгон, без потери чувства безопасности.
Казалось бы, теперь можно переходить к подготовке мотора. Но! Для того, чтобы разогнать автомобиль массой в тысячу килограммов, необходимо потратить некоторое количество мощности двигателя. Чем выше эта мощность, тем интенсивней разгон. Разогнавшись на светофоре, не стоит забывать, что впереди следующий светофор и перед ним надо будет как-то останавливаться. Причем, чтобы остановиться потребуется отнюдь не меньшее количество мощности. Точнее, это количество мощности надо будет куда-то деть, куда-то рассеять. Как известно, тормоза преобразуют механическую энергию в тепловую, и энергоёмкость тормозов тем выше, чем больше тепла они способны рассеять.
Прежде чем разогнаться подумайте о том, как и чем вы будете останавливаться. Поэтому, прежде чем заняться подготовкой мотора следует заняться подготовкой тормозов.
Тормоза
Сила торможения автомобиля зависит от многих факторов. Это не только хорошие шины, колодки и тормозные диски, поэтому рассмотрим всё по порядку.
Сила торможения, останавливающая автомобиль реализуется в пятне контакта шины, поэтому эффективность торможения в первую очередь зависит от качества сцепления колёс с дорогой.
Далее, сила торможения в пятне контакта тем больше, чем больше диаметр тормозного диска - это известно из закона Архимеда. Диаметр тормозного диска ограничивается посадочным диаметром обода колеса. Это ещё раз подтверждает необходимость установки колёсных дисков максимального посадочного диаметра.
Тормозные колодки
Сила трения, развиваемая колодкой, зависит, в свою очередь, от силы прижатия колодки к диску и от коэффициента трения материала фрикционной накладки колодки.
Сила прижатия колодки к диску определяет размер колодки -- чем больше площадь колодки, тем меньше удельное давление, а значит меньше нагрев колодки и диска. Температурный режим работы колодки и величина удельного давления определяют состав фрикционных накладок. Говоря о материале фрикционной накладки, следует отметить, что материалы тормозного диска и тормозной колодки, ответственного за свою продукцию производителя, подобраны друг к другу таким образом, чтобы получить максимальную силу трения при достаточной долговечн
Прямоточная система выпуска
Даже в нынешнее, весьма «недешевое» время многие стремятся индивидуализировать свой автомобиль, сделать его мощнее и темпераментнее. Любителям быстрой езды вечно не хватает мощности стандартного мотора. Когда резервы настроек и регулировок исчерпываются, наступает пора форсировки — процесса творческого, а потому дорогостоящего.
Вы не раз слышали о так называемых спортивных выхлопных системах. Давайте разберемся, что к чему, в этом вопросе.
Выхлопная система стандартного автомобиля служит для собственно отвода отработавших газов из камеры сгорания мотора. Попутно решается задача глушения звука выхлопа.
Движение отработавших газов в выпускной трубе представляет собой колебательный процесс, который может быть согласован экспериментально с колебательным процессом движения горючей смеси во всасывающем тракте с таким расчетом, чтобы улучшить очистку цилиндра от отработавших газов и его наполнение свежей смесью. Давление в выпускной трубе подвержено резким колебаниям в течение всего периода выпуска. В первый момент после открытия выпускного клапана продукты сгорания устремляются в выпускную трубу с весьма высокой скоростью, превышающей скорость распространения звука. Быстрое удаление 50% продуктов сгорания влечет за собой образование в цилиндре разряжения, которое может доходить до 0.5 кгс/см2. Точно так же и в выпускной трубе образуются периоды пониженного давления.
Эксперименты с выпускными трубами доказали, что длина трубы не влияет на эффективность очистки цилиндра в первой стадии процесса выпуска, но зато с увеличением длины трубы в известных пределах увеличивается длительность периода, в течение которого поддерживается разряжение.
С изменением частоты вращения период пониженного давления в выпускной системе не только изменяется по длительности и величине разряжения, но и смещается по углу поворота коленчатого вала. Поэтому каждому режиму работы двигателя соответствует определенная оптимальная длина выпускной трубы.
В выпускной системе ДВС присутствуют два процесса. Первый — сдемпфированное в той или иной степени истечение газа по трубам. Второй — распространение ударных волн (звука) в газовой среде.
Оба процесса оказывают влияние на коэффициент наполнения цилиндров. С первым всё просто и понятно. Большое сопротивление потоку газов (заткните выхлопную трубу!) вызовет снижение качества продувки и потерю мощности. Совершенно понятно, что чем короче и большего диаметра труба, тем меньше её сопротивление потоку. В реальной жизни для полуторалитрового мотора, работающего на оборотах не выше 8000 достаточно диаметра 45 — 50 мм при длине 3 — 3,5 метра. Дальнейшее увеличение диаметра не вызывает существенного уменьшения динамического сопротивления.
Далее понятно, что если в выпускной системе построить на некотором расстоянии от клапана отражатель, который называют резонатором, то на определённых оборотах улучшится продувка цилиндров, что поднимет вращающий момент двигателя. Это явление называется «настроенный выхлоп» и используется для корректировки моментной кривой. Если задача стоит повысить мощность, как для спортивного мотора, то резонатор настраивают на падающий после максимума участок. Таким образом, продлевают момент на большие обороты. Мощность, как известно, произведение угловой скорости на вращающий момент. Если мы хотим получить более «тяговитый» мотор на низах, то настраиваем на растущий участок до максимума.
Что касается шума, то этим занимается глушитель, расположенный как можно дальше, для того, чтобы снизить его влияние на резонансные свойства. Задача глушителя — только погасить звук многократным отражением в лабиринте или направить его в звукопоглощающий материал (стекловату, например), оказав как можно меньшее сопротивление потоку газов.
Если обратиться к зарубежной практике, то выясняется, что специалисты в области выхлопных систем могут получить прибавку в мощности более 12 -15 лошадиных сил. Эта солидная прибавка мощности получается заменой всех частей выхлопной системы («штаны», катализатор, резонатор, оконечная часть).
Спортсмены получают большую прибавку, но за счет того, что у них не связаны руки громкостью выхлопа — спортбайк имеет звуковое давление около 120 децибел (официально разрешенный предел 100 ДБ).
Глушитель по группе А может дать прибавку и в 30 сил, но ездить по городу будет невозможно. Кстати, любое серьезное вмешательство в выпускную систему требует корректировки системы питания. Исходя из этого — тюнинг 16 клапанного мотора через систему выпуска отработавших газов одно из самых не последних дел в его усовершенствовании.
В частном варианте, можно ограничиться оконечной банкой, резонатором и более продвинутыми «штанами». Замена труб на трубы большего диаметра даст прибавку, она не трудноосуществима на дорожных машинах.
Замена такой схемы на цельный выпускной коллектор с равными длинами от выпускных каналов головки до места соединения с приемной трубой даст прибавку до 5-7 лошадиных сил.
А как же звук? Да, сделать звучание машины более породистым можно и даже нужно.
Варианты — универсальные, вроде Powerful , Remus или Custom выхлоп. Powerful, Remus а также Supersprint выпускают универсальные глушители — их оконечный бачок с минимальными переделками устанавливается вместо стандартного. Отдача — конечно же, производитель обещает «more powerful engine», стадо лишних кобыл и т.п., но что-что, а звук породистый вы получите. Опять же сзади под бампером будет висеть здоровенный «самец», а не узкая фитюлька стандартного выхлопа (например, на 2110 на этой трубе явно сэкономили).
--------------------------------------------------------------------------------
Чип тюнинг ВАЗ
Что такое чип тюнинг?
Изменение программы управления двигателем с целью улучшения набора характеристик или оптимизации работы инжектора под заданную комплектацию двигателя.
Все существующие тюнинговые программы можно разделить на две большие группы:
-Программы для стандартных двигателей.
-Программы для двигателей с измененной конфигурацией.
Программы, входящие в эти группы, в свою очередь, различаются по производителям и дате создания. (Причем самая свежая программа — не всегда самая лучшая).
В программах для стандартных двигателей почти всегда сделаны следующие изменения:
-улучшен режим холодного запуска
-стабилизирован режим холостого хода
-улучшена разгонная динамика в зоне низких оборотов и при малых открытиях дросселя
-оптимизирован режим работы вентилятора охлаждения двигателя
-отключен датчик кислорода (если присутствует)
Эти программы (или, как их еще называют, «прошивки») можно условно назвать «динамичными». Прибавка по мощности и крутящему моменту при установке таких программ составляет около 8-10%, что реально ощутимо.
В программах, написанных под спецкомплектацию двигателей, учтены особенности измененного «железа» (например, увеличенный рабочий объем, дроссельный патрубок, измененный распредвал и т.д.).
Программы могут быть написаны как профессиональными программистами, так и любителями. Следует избегать программ, бесплатно размещенных в Интернете. Обычно ничего хорошего при их установке не происходит, а в худшем случае можно сжечь контроллер.
--------------------------------------------------------------------------------
E-mail: kuzya-racer@rambler.ru
|